|
Educational resources of the Internet - Literature. Образовательные ресурсы Интернета - Литература. |
||
9-е изд. - М.: 2010 - 492 с.
Учебник для 10-11 классов является частью комплекта
пособий для учащихся 5-11 классов по русской словесности, утвержденных
Министерством образования Российской Федерации. Учебник обобщает,
систематизирует и углубляет полученные сведения о русской словесности, о языке
как материале словесности, учит читать и понимать любой текст, в том числе
художественный, самостоятельно анализировать его, учит правильно и выразительно
читать и писать. Оригинальная система вопросов, специально подобранные
иллюстрации помогут усвоить теоретический материал, овладеть навыками
литературной письменной и устной речи. Учебник включен в Федеральный перечень,
может быть использован при изучении русского языка и литературы.
Формат: pdf
Размер: 29,1 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Введение, или Что такое словесность
§ 1. «В начале было Слово...»
§ 2. Что есть слово
§ 3. Слово и словесность
§ 4. Филологи^ Отечественные филологи 12
§ 5, Предмет-словесности 21
Вопросы и .шОйния [' 22
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Глава 1. Русский язык и разновидности его употребления 23
От древности к современности .. . . —
§ б. А. С. Пушкин о русском языке как материале словесности _
§ 7. Славянские языки 24
§ 8. Старославянский язык . 25
§ 9. Древнерусский язык 27
§ 10. Развитие русского языка «в народе» и «в книге» 28
§11. А. С. Пушкин и русский литературный язык 29
Строй и употребление языка —
§ 12. Строй языка —
§ 13. Употребление языка . . 30
§ 14. Соотносительность средств и способов языкового выражения . 31
§ 15. Грамматическое и стилистическое изучение языка 32
§ 16. «Разные манеры пользоваться языком» ... 33
§ 17. Общее понятие стиля
§ 18. Стиль как явление словесности 34
§ 19. Определение стиля 35
Разговорный язык и литературный язык —
§ 20. Чем различаются разговорный и литературный язык?
§ 21. Сфера употребления разговорного языка . . 36
& 22 Характерные черты разговорного языка . 37
в 23. Запись разговорного языка
§ 24. Сферы употребления и характерные черты литературного языка —
§ 25. Главнейшие разновидности разговорного языка 39
§ 26. Территориальный диалект
§ 27. Диалектное членение русского языка 40
§ 28. Территориальные диалекты и художественная литература 41
§ 29. Полудиалект 42
§ 30. Социальный диалект —
§ 31. Жаргон —
§ 32. Арго 44
§ 33. Сленг 45
§ 34. Просторечие —
§ 35. «Общий» разговорный язык 47
§ 36. Главнейшие разновидности литературного языка —
§ 37. Официально-деловой стиль —
§ 38. Научный стиль 49
§ 39. Публицистический стиль 50
§ 40. Язык художественной литературы 52
Вопросы и задания 53
Глава 2. Стилистические возможности языковых средств 54
§ 41. Понятие стилистических возможностей языковых средств —
Слова и устойчивые сочетания слов 55
§ 42. Многозначность слова —
§ 43. Омонимы 56
§ 44. Синонимы 58
§ 45. Антонимы 61
§ 46. Паронимы 63
§ 47. Архаизмы, историзмы, неологизмы 65
§ 48. Славянизмы 67
§ 49. Заимствованные слова 69
§ 50. «Макаронический» стиль 73
§ 51. Общеупотребительные слова 74
§ 52. Необщеупотребительные слова 76
§ 53. Книжные слова —
§ 54. Термины 77
§ 55. Традиционно-поэтические слова 79
§ 56. Народно-поэтические слова 80
§ 57. Разговорные слова —
§ 58. Просторечные слова
§ 59. Диалектизмы . 81
§ 63. Группы фразеологизмов по сферам употребления и эмоционально-экспрессивной
окраске 86
$ 04. Крылатые слова и выражения 87
§ 65. Источники крылатых слов и выражений 88
§ 66. Крылатые слова и выражения в произведениях словесности 92
Формы слов и предложения 94
§ 67. Стилистические ресурсы грамматики
§ 68. Имена существительные 95
§ 69. Имена прилагательные 97
§ 70. Глаголы 99
§ 71. Переносное употребление* форм времени —
§ 72. «Прямое употребление* форм времени 101
§ 73. Формы наклонений 105
§ 74. Предложение 106
§ 75. Типы предложений —
§ 76. Типы связи частей сложного предложения. 110
§ 77. Порядок слов 112
Вопросы и задания 114
Глава 3. Формы и качества словесного выражения 115
Формы словесного выражения ~~
§ 78. Понятие форм словесного выражения —
§ 79. Выражение устное и письменное 116
§ 80. Выражение диалогическое и монологическое 117
§ 81. Выражение прозаическое и стихотворное 120
$ 82. Взаимодействие форм словесного выражения 122
§ 83. Повествование
§ 84. Описание
§ 85. Рассуждение
§ 86. Повествование, описание, рассуждение и виды словесности 127
Качества словесного выражения
| 87 Понятие положительных качеств словесного выражения 128
§ 88. Правильность 130
§ 89. Точность Х34
§ 90. Последовательность
§ 91. Чистота 140
§ 92. Выразительность 143
§ 93. Богатство 144
§ 94. Уместность 145
Вопросы и задания 147
Глава 4. Средства художественной изобразительности 148
§ 95. Понятие средств художественной изобразительности —
Словесные средства художественной изобразительности —
§ 96. Виды словесных средств художественной изобразительности —
§ 97. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза . . 149
§ 98. Автология и металогия 159
§ 99. Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха,
литота 160
§ 100. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм,
повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое
обращение, умолчание, эл¬
липсис, эпифора 168
Звуковые средства художественной изобразительности . . 181
§ 101. Благозвучие —
§ 102. Звукоподражание, звуковой символизм, словесная инструментовка 183
§ 103. Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые
повторы, звукопись 186
§ 104. Ритм и интонация в прозе 191
Словесно-звуковые средства художественной изобразительности 194
§ 105. Народная этимология, поэтическая этимология, обновление значения слова,
каламбур —
Вопросы и задания 198
Глава 5. Русское стихосложение 199
§ 106. Системы стихосложения —
§ 107. Русский народный стих 200
§ 108. Силлабическое стихосложение 204
§ 109. Силлабо-тоническое стихосложение. Стопа,
двусложные и трехсложные стопы. Размер
стиха. Вольный стих. Пауза. Перенос. Цезура. Анакруза. Клаузула 205
§ ПО. Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма. Составная рифма.
Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая
рифма. Рифмы смежные, перекрестные, охватные. Монорим. Белый стих 213
§ 111. Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие и терцина, октава, сонет,
онегинская
строфа. Астрофические стихи 223
§ 112. Акцентный стих и свободный стих 229
Вопросы и задания 231
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Глава 6. Роды и виды произведений словесности 232
§ 113. Нехудожественные и художественные произведения словесности —
§ 114. Виды нехудожественных произведений словесности 235
§ 115. Роды, виды и жанры художественной словесности 237
§ 116. Эпос 239
§ 117. Виды народной эпической словесности: сказка, миф, легенда (сказание),
былина, историческая песня, духовный стих, пословица, загадка 240
§ 118. Виды книжной эпической словесности: роман, повесть, житие,
повесть-биография, по¬
весть-автобиография, мемуары, поэма, рассказ (новелла), баллада, очерк, басня,
анекдот 245
§ 119. Лирика 250
§ 120. Виды народной лирики: песня, частушка. Виды книжной лирики: дума,
идиллия, мадригал, ода, послание, эклога, элегия, эпиграмма, эпитафия. Лирика
философская, гражданская, пейзажная и любовная 252
§ 121. Драма и ее виды: трагедия, комедия, драма в узком смысле слова
§ 122. Связи между родами и видами словесности
Вопросы и задания
Глава 7. Понятие о тексте 265
с |23. Текст как явление употребления языка —
§ 124. Признаки текста. Определение текста 266
§ 125. Способы связи частей текста 269
§ 126. Текст как единство неязыкового содержания
и его языкового выражения 270
§ 127. Тема и содержание текста 271
§ 128. Тема и идея 275
§ 129. Предметно-логическая и эмоционально-экс¬прессивная стороны содержания
текста и их
словесное выражение 276
§ 130. Различное соотношение предметно-логиче¬ской и эмоционально-экспрессивной
сторон
в разных видах словесных произведений . . 278
§ 131. Межтекстовые связи 282
Вопросы и задания 288
Глава 8. Возможность различного словесного выражения одной темы 289
§ 132. Понятие объективных и субъективных факторов, от которых зависит
различное словесное
выражение одной темы —
§ 133. Принадлежность словесного произведения к художественной или
нехудожественной
словесности; к тому или иному роду, виду,
жанру книжной или народной художественной словесности; к тому или иному
функциональному стилю —
§ 134. Условия языкового общения, среды и сферы
употребления языка 295
§ 135. Литературные направления. Классицизм, сентиментализм, романтизм 298
§ 136. Реализм 305
§ 137. Символизм, акмеизм, футуризм 308
Вопросы и задания 313
Глава 9. Композиция словесного произведения 314
§ 138. Общее понятие композиции. Архитектоника,
сюжет и фабула —
§ 139. Композиция как организация развертывания
сюжета 316
§ 140. Композиция как система динамического развертывания словесных рядов в
сложном словесно-художественном единстве 317
§ 144. Роль
изведения
§ 145. Разновидности деталей
Вопросы и задания
340
Глава 10. Образ автора н образ рассказчика в словесном произведении 341
§ 146. Филологический подход к проблеме образа
§ 147. Композиция словесного произведения и образ
автора. Понятие образа автора 342
§ 148. Образ автора и «авторское л». Образ автора и лирический герой 344
§ 149. Образ рассказчика в его отношении к образу автора 346
§ 150. Различия между образом автора и образом рассказчика 349
§ 151. Средства словесного выражения образа рассказчика 353
§ 152. Композиционные типы произведений художественной словесности, определяемые
соотношением «образ автора — образ рассказчика».
«Рассказ в рассказе» 355
§ 153. Соотношение «образ автора — образ рассказчика» и речь персонажей 361
Вопросы и задания 363
Глава 11. Видоизменения авторского повествования . . 364
§ 154. Понятие авторского повествования и его субъективации ~~
§ 155. Примеры субъективации авторского повествования 366
§ 156. Группировка приемов субъективации авторского повествования 369
§ 157. Словесные приемы субъективации авторского повествования: прямая речь,
несобственно-
прямая речь, внутренняя речь 37С
§ 158. Композиционные приемы субъективации авторского повествования: приемы
представления, изобразительные приемы, монтажные приемы
§ 159. «Объективация» повествования рассказчика 381
§ 160. Языковые построения с установкой на «чужое слово* 383
§ 161. Стилизация 384
§ 162. Сказ 391
§ 163. Пародия 401
§ 164. Перифраза 409
§ 165. Бурлеск и травести 410
§ 166. Средства словесного выражения сатиры и юмора —.
Вопросы и задания 413
Глава 12. Эстетическая функция языка в произведениях художественной
словесности 414
§ 167. О «статусе» языка художественной литературы —
§ 168. Нормы языка художественной литературы 417
§ 169. Вопрос о сущности эстетической функции языка . 421
§ 170. Вопрос о «доэтическом языке* .. 423
§ 171, Образнрсть произведений художественной словесности . . 425
§ 172. «Образ в слове и образ посредством слов» 427
§ 173. Безобразная образность 428
§ 174. Строение словесного образа 432
Вопросы и задания 434
Глава 13. Структура текста и его лингвостидиетический анализ , —
§ 175. Различные толкования структуры текста —
§ 176. Система категорий, образующих структуру текста . . . 437
§ 177. Предмет лингвости диетического анализа текста
§ 178. Пути лингвостилистического анализа текста 438
§ 179. Приемы лингвостилистическоро анализа текста 441
§ 180. Рассказ К. Г. Паустовского «Колотый сахар»
(пример лингвостилистического анализа художественного прозаического текста) 450
§ 181, Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора!..» (пример
лингвостилистического анализа художественного стихотворного текста) 472
Вопросы и задания 478
Заключение, или Коротко об изученном 480
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."
.
|
||
|